Вы здесь

Главная

О проекте

По определению ЮНЕСКО, дошкольное образование – ступень, обеспечивающая наивысшую отдачу капиталовложений в долгосрочной перспективе. Дошкольных образовательных учреждений в Новгородской области достаточно много. Очевидно, что в этих ДОУ, вне зависимости от места их расположения есть воспитанники, проявляющие признаки способностей или одаренности, требующие от педагогов внимания и своевременной поддержки.

В соответствие с Национальной стратегией действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента РФ от 1.07.2012 № 761 и в рамках «Стратегии действий в интересах детей в Новгородской области на 2012 – 2017 гг.» разработана целевая программа «Одаренные дети на 2012 – 2016 гг.». Одна из ведущих задач –  обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.

Распознание способностей  и, более того, признаков одаренности в дошкольном возрасте, сопряжено с  целым рядом трудностей, обусловленных сложностью их квалификации – это одаренность или более высокий темп типичного для возраста развития; это одаренность или проявление более успешной социализации, обусловленные благоприятными социально-экономическими факторами жизни ребенка. 

Невероятно сложно сделать сколько-нибудь достоверный прогноз – сохранятся ли проявленные способностей или признаки одаренности в  долгосрочной перспективе и окажут ли какое-либо влияние на академическую или творческую успешность ребенка в будущем.

Есть опасность формирования у ребенка и у его родителей необоснованных ожиданий, которые могут негативно отразиться на формировании личности – ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития может объективно  потерять признаки своей исключительности. В этом случае может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который в детском саду считался одаренным, но потом перестал считаться таковым.

  Вместе с тем, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Особую опасность в этом отношении представляют воспитанники коррекционных групп – по одним признакам ребенок может идентифициро­ваться как одаренный, по другим — как от­стающий в психическом развитии. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.

 

Цель проекта: обеспечение педагогической поддержки детям дошкольного возраста, проявляющим признаки способностей и одаренности.

Задачи проекта:

·         Создать информационный ресурс о детях, проявляющих устойчивые признаки способностей и одаренности;

·         Разработать способы педагогической поддержки детей, проявляющих признаки способностей и одаренности;

·         Содействовать повышению уровня научности, смысловой и стилистической культуры педагогов в организации индивидуальной работы с воспитанниками;

·         Развивать сетевое профессиональное взаимодействие в системе дошкольного образования Новгородской области.

Организационный аспект

Оценка ребенка как способного или одаренного не является самоцелью. В качестве центральной задачи мы рассматриваем создание условий для поддержки и развития у дошкольников внутренней мотивации («хочу» и «могу») через предоставление им широко спектра возможностей. В этом случае, в самостоятельно выбираемых или инициированных взрослыми видах деятельности дети смогут в большей мере проявить и реализовать свой потенциал. За счет использования педагогами методики «иррадиирующего обучения» более способные дошкольники, возможно, окажут большее влияние на сверстников.

Масштабность   и очевидная сложность задачи вызывает необходимость консолидации усилий педагогов, специалистов и родителей воспитанников. Сетевое взаимодействие позволит совместить несколько процессов: 

  • широкую выборку детей, проявляющих признаки способностей или одаренности;
  • подбор или разработку микро-программ для осуществления индивидуальной психолого-педагогической поддержки детей;
  • разработку нормативно-правовой документации, обеспечивающей консолидацию усилий педагогов ДОУ, родителей и потенциала ближайшего социо-культурного окружения;
  • апробацию и критериальный анализ разработанных  материалов;
  • расширение социального опыта детей, демонстрирующих высокие «академические» достижения или проявляющих признаки способностей и талантов;
  • предоставление педагогам возможности профессионального общения по проблемам индивидуализации работы с дошкольниками.

Сетевое взаимодействие позволит ускорить процессы продвижения диагностических методик и образовательных технологий поддержки детской одаренности в систему дошкольного образования области, так как детские сады-участники проекта станут опорными центрами для обучения педагогов ДОУ.

 

Участники проекта:

 

 

Название МАДОУ

 

Количество участников

 

Детей

Педагогов

1

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Родничок» г. Валдай

5

15 чел.

2

МАДОУ «Детский сад комбинированного вила № 5 «Солнышко» г. Чудово

5

8 чел.

3

МАДОУ № 12 «Детский сад комбинированного вида» д. Григорово Новгородского района

10

12 чел.

4

МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Боровичи

6

8 чел.

5

МАДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» п. Панковка Новгородского района

8

11 чел.

6

МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Золотая рыбка» г. Старая Русса

6

7 чел.

7

МАДОУ «Детский сад № 1 «Калинка» общеразвивающего вида»

4

9 чел.

8

МАДОУ ЦРР - детский сад № 8 «Золушка»

11

27 чел.

9

МАДОУ ЦРР  детский сад № 14 «Сказка»

13

15 чел.

10

МАДОУ «Детский сад № 16 «Рябинка» общеразвивающего вида»

9

12 чел.

11

МАДОУ № 49 общеразвивающего вида»

3

7 чел.

12

МАДОУ «Детский сад № 52»

6

7 чел.

13

МАДОУ «Детский сад № 58 «Солнышко» общеразвивающего вида

13

11 чел.

14

МАДОУ «Детский сад № 66 общеразвивающего вида»

5

5 чел.

15

МАДОУ «Детский сад № 76 «Родничок» общеразвивающего вида»

1

4 чел.

16

МАДОУ ЦРР  детский сад № 77 «Зоренька»  

6

12 чел.

17

МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 81 «Солнышко»

5

8 чел.

18

МАДОУ «Детский сад № 83 общеразвивающего вида»

12

13 чел.

19

МАДОУ «Детский сад № 87 «Буратино» общеразвивающего вида»

5

14 чел.

20

МАДОУ «Детский сад № 92 «Радуга» общеразвивающего вида»

10

12 чел.

 

Всего

143

198

 

 

Литература

  • «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Новгородской области на 2012 – 2017 гг.»
  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.» № 761 от 01.06.2012
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ 03.04.2012
  • Бабанов Ю.Д., Богоявленский Д.Б.  и др. Рабочая Концепция одаренности (по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Одаренные дети)