Вы здесь

Главная

 Объединение усилий для работы с одаренными детьми

Одаренные дети (дети, проявляющие устойчивые признаки способностей) относятся к категории «группы риска», равно как и дошкольники с ограниченными возможностями здоровья. Причин тому несколько: образовательные программы, реализацию которых большинство управленцев и педагогов считает своей основной задачей, ориентированы на среднестатистического ребенка, не имеющего своих устойчивых интересов, не опережающего сверстников в темпе развития, не отличающегося особой инициативой и самостоятельностью. Иногда из-за некомформности поведения одаренные дети не удобны для воспитателей и их стараются «обуздать», уравнять – воспитать. В других случаях, воспитатели, стремясь «помочь, направить, развить» применяют к детям общие подходы, например, учат ребенка, проявляющего художественно-творческие способности, известным им способам рисования, невольно закрывая ему пути к экспериментированию, снижая уровень креативности. Еще чаще педагоги просто не могут вовремя рассмотреть и понять сущность происходящего с ребенком, и, значит, не могут помочь ему.

Во многом успехи и неудачи одаренных детей связаны с эмоциональным климатом семьи, стилем детско-родительских отношений, отношением родителей к способностям детей; наличием познавательного интереса у самих родителей к той сфере деятельности, в которой проявляются способности ребенка.

Наблюдения за ребенком, целенаправленный сбор «продуктов детской деятельности», согласованное понимание ситуации в его развитии педагогов и родителей, их совместные действия, направленные на поддержку общих и специальных способностей могут создать условия, в которых потенциальные и проявленные способности будут развиваться.

Из огромного количества эссе, посвященных одаренным и способным детям, мы выбрали несколько, раскрывающих различные направления одаренности, демонстрирующих разные грани их проявления и возможные действия педагогов и родителей.

 

Стратегия организации совместной с родителями работы:

 «Детский сад без стен»

Главное место следует отвести исследовательской деятельности, развитию креативности (неординарности, самостоятельности мышления) и лидерских способностей.

В области организационных форм и методов обучения для одаренных детей широко распространенным среди педагогов нововведением является «неградуированная школа» (открытое пространство). Она получила популярность в связи с принятым в педагогике курсом на индивидуализацию обучения. По существу, идея неградуированной школы не нова. Она является развитием прежних «Дальтон», «Йена-План», «Виннетка-план». Замысел, лежащий в основе неградуированной школы, формулируется следующим образом: «Помочь каждому ребенку расти в соответствии с его внутренней натурой, не лишая способного ученика возможности учиться так, как позволяют его способности и усилия, не заставляя слабого ученика тянуться до требований, которые ему не под силу и не сдерживая сильного в реализации его интересов». Вторая смысловая сторона – предоставление одаренным детям возможности более свободно и самостоятельно использовать ресурсы образовательного учреждения, не исключая спонтанности действий (иногда в случайных действиях рождается открытие), но все же стремясь к осмысленности и целенаправленности действий. Это значит, одаренный ребенок может пользоваться некоторыми планируемыми преференциями – куда-то пойти, что-то взять, чем-то заниматься иным, чем то, что делают в это время другие дети. НО в этом не должно быть исключительности. Напротив, следует подчеркивать, что Аня (Рома) сделают (научатся, попробуют) и научат (сделают, организуют) других детей.

Основная идея для разработки микро-программ поддержки – используя сильные стороны личности ребенка вовлечь его в такую деятельность, которая была бы ему интересна, вызывала необходимость по максимуму использовать имеющиеся знания и умения, раздвигала его «информационные и навыковые горизонты», побуждала к расширению круга познавательно-делового общения с детьми своей группы, детского сада, членами семей воспитанников, ближайшего социального окружения.

Что важно учитывать при разработке микро-программ

В отношении ребенка (персонально, поэтому не детей, а именно ребенка) в психолого-педагогическом и организационном контексте: 1) спокойное проговаривание умений, действий, результатов как положительных, так и отрицательных. Например: «Ты умеешь; у тебя получается; тебе удалось; ты сам нашел решение; ты придумал; ты попробовал; у тебя получилось вот это, но пока не получилось вот то; ты не побоялся и т.п.) так, чтобы у ребенка формировался устойчиво положительный взгляд на свои достижения, решимость в отношении проб и ошибок. 2) обсуждение с ребенком его интересов. Например: «Я вижу, ты интересуешься ….» с обязательным дополнением каких-либо своих фактов в этой теме. 3) подчеркнутое уважение (признательность) за позитивные действия в отношении других детей (людей). Например: «Ты научил; ты помог разобраться; ты пригласил в свою игру» и пр. 4) проговаривание своих чувств и чувств, значимых для ребенка взрослых. Например: «Я рада; мама (папа, бабушка) рады (гордятся); мне очень нравится; я горжусь тобой». 5) обсуждение с ребенком его планов. Например: «Чем ты планируешь заняться; что ты хотел бы сделать; какие материалы тебе нужны; чему нужно научиться, чтобы у  тебя получилось; вместе с кем ты хотел бы поработать; как вы распределите работу».

В отношении родителей  в психолого-педагогическом контексте: проговаривание конкретных примеров проявления ребенком неординарности, успешности, эффективности, креативности в деятельности; демонстрация материальных результатов (если такие есть). 2) проговаривание действий родителей, которые на ваш взгляд, приводят к таким результатам ребенка. Например: «Вы видимо много читаете ребенку, поэтому он; вы позволяете ему и у него; вы берете его с собой и он видит; вы не запрещаете ему и у него». 3) проговаривание возможных перспектив развития способности ребенка. Например: «Если сделать вот это, то», можно попробовать;

В организационном контексте: обсуждать с родителями варианты совместных действий и предлагать свои.

           ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

  1. /sites/default/files/public/margarita_zahrova_-_mikroprogramma.doc  Маргарита Захарова
  2. /sites/default/files/public/mikro_-_alyona_babahina.doc  Алёна Бабахина
  3. /sites/default/files/public/mikroprogramma_dou_no_83_gosha_timakov.doc Гоша Тимаков
  4. /sites/default/files/public/pasha_stepanov_-_mikroprogramma.doc  Паша Степанов
  5. /sites/default/files/public/polina_vekovishcheva_-_mikroprogramma.doc Полина Вековищева
  6. /sites/default/files/public/mikro_-_programa_na_polinu_berlinsku_58.doc Полина Берлинская
  7. /sites/default/files/public/mikro_-_programma_na_nastyu_ermolaevu_58.doc  Настя Ермолаева
  8. /sites/default/files/public/mikro-pr._andrey_egorov_no_83_0.doc Андрей Егоров
  9. /sites/default/files/public/mikro-pr.nikiti_nikolaev.doc Никита Николаев
  10. /sites/default/files/public/_korotkov_saveliy_no_4.doc Савелий Коротков
  11. /sites/default/files/public/mikro-programma_prutkovoy_poliny.doc Полина Пруткова
  12. /sites/default/files/public/mikroprogramma_yuchenkovoy_ksenii_no83.doc Ксения Юченкова
  13. /sites/default/files/public/ksyusha_artemeva_-_mikro-programma.doc Ксюша Артемьева
  14. /sites/default/files/public/mikro-_programma_natashi_vlasovoy.doc Наташа Власова
  15. /sites/default/files/public/mikro_-_programma_-_nadezhda_marchenko.doc Надежда Марченко
  16. /sites/default/files/public/nikita_borodaev_-_mikroproramma.doc  Никита Бородаев
  17. /sites/default/files/public/sasha_nikolaeva_-_mikroprogramma.doc Саша Николаева
  18. /sites/default/files/public/egor_semidockiy_mikroprogramma.doc Егор Семидоцкий
  19. /sites/default/files/public/mikroprogramma_liza_burlova.doc  Лиза Бурлова
  20. /sites/default/files/public/nikulichevoy_sofy.doc  Софа Никуличева
  21. /sites/default/files/public/shumilina_zlata.doc  Злата Шумилина
  22. /sites/default/files/public/mikro.docsasha.doc Саша Михайлова
  23. /sites/default/files/public/ponomareva_lena_no19_pankovka.doc Лена Понамарёва
  24. /sites/default/files/public/mikro_-_programma_-_spicin_sasha.doc  Саша Спицын
  25. /sites/default/files/public/mikrooskar_grozin_no49.doc Оскар Грозин
  26. /sites/default/files/public/minivladik_nikitin_no49.doc Владик Никитин
  27. /sites/default/files/public/vladik_murzin_-_programma.doc  Владик Мурзин
  28. /sites/default/files/public/mila_rybina_no_92.doc Мила Рыбина
  29. /sites/default/files/public/malkin_nikita.doc  Никита Малькин
  30. /sites/default/files/public/mikro_artem_ridzel.doc  Артём Ридзель
  31. /sites/default/files/public/-programma_zherebkova_artema.doc  Артём Жеребков
  32. /sites/default/files/public/mikroprogramma_dlya_suhanova_stepy.doc Стёпа Суханов
  33. /sites/default/files/public/mikroprogram_matveya_taraneva.doc  Матвей Таранёв
  34. /sites/default/files/public/mikro_mira_glushec.doc  Мирослава Глушец
  35. /sites/default/files/public/mikrokirill_kukolev_no5.doc Кирилл Куколев
  36. /sites/default/files/public/mikrotanya_prusova_no_5.doc  Таня Прусова
  37. /sites/default/files/public/vika_efremova_no2_st.r_efremova.docВика Ефремова
  38. /sites/default/files/public/veronika_stepanova_no_16_1.doc Вероника Степанова (музрук)
  39. /sites/default/files/public/dasha_goryacheva_no16.doc Даша Горячёва (музрук)
  40. /sites/default/files/public/marina_kulikova_no_16.doc  Марина Куликова (музрук)
  41. /sites/default/files/public/mikroalyona_orlova_1.doc Алёна Орлова
  42. /sites/default/files/public/mikrolena_yaroshenko_no76.doc Лена Ярошенко
  43. /sites/default/files/public/mikromihail_evdokimov.doc  Михаил Евдокимов
  44. /sites/default/files/public/mikrotanya_prusova.doc  Таня Прусова, Ваня Раскатов
  45. /sites/default/files/public/mikro_-_programma_alekseeva_miriam.doc  Мириам Алексеева
  46. /sites/default/files/public/mikro_-_programma_mihaylov_dima.doc  Дима Михайлов
  47. /sites/default/files/public/arina_zhuchkova_1.doc  Арина Жучкова
  48. /sites/default/files/public/diana_muryshkina_polina_buchneva_no1.doc  Диана Мурышкина, Полина Бучнева
  49. /sites/default/files/public/alina_zorina_1_0.doc  Алина Зорина
  50. /sites/default/files/public/8_matveychikov_sayt.doc Матвей Матвейчиков
  51. /sites/default/files/public/polina_andreeva_8.doc Полина Андреева
  52. /sites/default/files/public/barsukovoy_evgenii_14.doc Евгения Барсукова
  53. /sites/default/files/public/nastya_ermolaeva_4_goda._58.doc Настя Ермолаева
  54. /sites/default/files/public/kuznecova_arina_5_let_virineya_shevashkevich_58.docАрина Кузнецова, Виринея Шевашкевич
  55. /sites/default/files/public/starceva_stanislava_58.doc Станислава Старцева
  56. /sites/default/files/public/alisa_mohomed_81yo.doc Алисса Мохамед
  57. /sites/default/files/public/roma_artemenko_no_92.doc Рома Артёменко
  58. /sites/default/files/public/ksyusha_alekseeva_no_92.doc Ксюша Алексеева
  59. /sites/default/files/public/mikro_programma_nasti_shepelevoy.doc Настя Шепелева
  60. /sites/default/files/public/arina_kuznecova.doc Арина Кузнецова
  61. /sites/default/files/public/mikro-_programma_na_yaroslava_soloveva.doc Ярослав Соловьев (музрук)
  62. /sites/default/files/public/mikroprogramma_dimy_naberkina.doc Дима Наберкин
  63. /sites/default/files/public/mikro-_programma_nasti_barbakadze.doc Настя Барбакадзе
  64. /sites/default/files/public/mikroprogramma_vari_frolovoy.doc Варя Фролова
  65. /sites/default/files/public/mikro-programma_razvitiya_dlya_vorozheykinoy_marii.doc Мария Ворожейкина
  66. /sites/default/files/public/mikro-programma_masha_glushenko.doc Маша Глушенко
  67. /sites/default/files/public/mikro-programma_denis_koptev.doc Денис Коптев
  68. /sites/default/files/public/mikro-programma_kaloshin_semyon.doc Семён Калошин
  69. /sites/default/files/public/mikro-programma_lizy_aleksandrovoy.doc Лиза Александрова
  70. /sites/default/files/public/mikro-programma_tohin_vova.doc Вова Тохин
  71. /sites/default/files/public/mikro-programma_polina_vasileva.doc Полина Васильева
  72. /sites/default/files/public/alisa_ahutkinano16.doc Алиса Ахуткина (музрук)
  73. /sites/default/files/public/mikro_barsukovoy_evgenii_no14.doc  Евгения Барсукова
  74. /sites/default/files/public/oshanina_liza_no92.doc Лиза Ошанина (музрук)
  75. /sites/default/files/public/petrov_dima_no_92.doc Дима Петров (музрук)
  76. /sites/default/files/public/turukina_yana_no92.doc Яна Турукина (музрук)
  77.  /sites/default/files/public/no_52_anton_gudkovskiy_1.doc Антон Гудковский
  78. /sites/default/files/public/no52_viktoriya_ros.doc Виктория Рось
  79. /sites/default/files/public/danya_postnikov_no_52.doc Даня Постников
  80. /sites/default/files/public/tanya_ignatenko_no52.doc Таня Игнатенко
  81. /sites/default/files/public/yaroslav_solovev_no_77.doc Ярослав Соловьев
  82. /sites/default/files/public/tanya_briliantova_no_92.docТаня Бриллиантова
  83. /sites/default/files/public/yana_turukina.doc Яна Турукина
  84. /sites/default/files/public/anya_chernova_no_92.doc Аня Чернова
  85. /sites/default/files/public/dima_petrov_no92.doc Дима Петров
  86. /sites/default/files/public/liza_oshanina_no_92.doc Лиза Ошанина
  87. /sites/default/files/public/mikro_programma_sasha_filina_14_sad.doc Саша Филина
  88. /sites/default/files/public/mikro-programma_kirchenko_vladislav.doc Владислав Кирченко
  89. /sites/default/files/public/katya_petrova_no_81.doc Катя Петрова
  90. /sites/default/files/public/burenkina_arina_-_3_goda_58_0.doc Арина Буренкина, Маша Малей
  91. /sites/default/files/public/ivanova_milana_no81.doc Милана Иванова
  92. /sites/default/files/public/nastya_ermolaevpa_58.doc Настя Ермолаева
  93. /sites/default/files/public/no8_aleksandrovoy_elizavety.doc Лиза Александрова
  94. /sites/default/files/public/no8_arseniy_moloshnikov.doc Арсений Молошник
  95. /sites/default/files/public/no8_valerii_kazakovoy.doc Валерия Казакова
  96. /sites/default/files/public/no8_karahanovoy_mayi.doc Майя Караханова
  97. /sites/default/files/public/kristina_suhanova_no19_pankovka.doc Кристина Суханова
  98. /sites/default/files/public/lena_no12_grigorovo.doc Лена Борисова
  99. /sites/default/files/public/nadya_marchenko_no2_st.russa.doc Надя Марченко
  100. /sites/default/files/public/mikro-programma_balanina_valeriya.doc Лера Баланина
  101. /sites/default/files/public/artyom_kapitonov_no_14_bor.doc Артём Капитонов
  102. /sites/default/files/public/danya_andreev_no_14.doc Даня Андреев
  103. /sites/default/files/public/egor_savenkov_no14_bor.doc Егор Савенков
  104. /sites/default/files/public/tumanov_fedor_no_14_bor.doc Фёдор Туманов
  105. /sites/default/files/public/mikro_chalova_no_16.doc Аня Чалова
  106. /sites/default/files/public/mikroalekseeva_no_16.doc Катя Алексеева
  107.  /sites/default/files/public/mikrokulikova_no_16.doc Марина Куликова
  108. /sites/default/files/public/mikroparohomceva_no_16.doc Василиса Пахомцева
  109. /sites/default/files/public/mikroyakovlev_no16.doc Костя Яковлев
  110. /sites/default/files/public/mikroyarygi_no16.doc Платон Ярыгин
  111.