Вы здесь

Главная

Екатерина Ершова,

воспитатель МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

Арсений Даутов, 5 лет

arseniy_dautov_2.jpg

Каким мы видим Арсения? Мальчик очень хороший организатор. Придумать игру, привлечь детей, определить каждому роль, подсказать, разрешить или запретить действия, оценить полученный результат – в этом весь Арсений. На прогулке (10 марта) организовал детей «на сбор дров», выложил из сучков и палок «костер шалашиком», следил за «огнем», одновременно напоминая детям: «Егор, нужно еще рыбы наловить. Алина, вари уху и жарь рыбу. Артем, чисти картошку. Я буду строить палатку». Палаткой послужила металлическая ракета. Арсений предложил очистить ее от талой воды, но она вновь и вновь набиралась, тогда Арсений переименовал ее в колодец, решив, что «спать будем под открытым небом, потому как все смелые и здоровые». В конце прогулки объявил: «Завтра идем в поход».  12 марта собрал в спальне детей «на парад в честь праздника защитников Отечества». Девочкам предложил маршировать и размахивать цветами, а мальчикам «играть марш». Девочки возмутились и запротестовали, но Арсений безапелляционно объявил: «У нас своя песня!» 14 марта Арсений отказался быть капитаном команды КВН несмотря на то, что его выбрали дети. Быть капитаном вызвался Женя, но практически сразу испугался, так что Арсению пришлось взяться за руководство. Арсений призывал детей советоваться, спрашивал, кто лучше всех знает ответ на вопрос, следил за очередностью участия членов команды в конкурсах, если кто-то из детей тушевался, Арсений выходил вместо него. Вечером 16 марта возникла игра в мореплавателей. Арсений одновременно и рулевой, и капитан (видимо ему нравятся обе роли). Ему одновременно приходится и крутить штурвал, и раздавать команды: «А кто у нас еду разносит? Пусть Алина будет!» Алина: «Нет, я пассажир, я иду в турагенство путевки покупать». Арсений: «Тогда берите еду на подносе, расплатитесь, когда причалим на место. Я уже много раз на самолете летал, там так. По одной вещи берите. Я сказал по одной! Деньги не надо сейчас. Я сказал деньги потом. Егор, верни ему деньги» и тут же: «Аааа, слева по борту акула!» (Женя ползает с шапочкой акулы на голове вдоль стульчиков – борта корабля и заигрывает с пассажирами). Влад развеселился, дергает «акулу» за воротник. Арсений: «Не дразните акулу! Я сказал, не дразните акулу!» Кто-то из детей заявил, что акула его укусила. Арсений: «Где врач? Лечите его. Как дразнить, так смелый, а как лечиться, так боится!» Дети притихли. Арсений: «Справа по борту пиратский корабль! Внимание! Пираты!» (дети еще тише). Арсений: «Вам пофигу, что пираты? Уходите в свои каюты!» В результате и пассажиры, и матросы, и кок, и врач куда-то подевались… Арсений оглядывается вокруг: «Ни одного матроса! Придется уплывать, а не сражаться! Фууу… ушли…» и тут же: «Сейчас мы ударимся носом в айсберг (смотрит в бинокль), у нас авария! Кто будет водолазом? Женя починил? Вылезай! Нет, снова течет! Я сам пойду! Женя, держи меня на канате! («спустился под воду», постучал, повозился, выбрался на палубу). Капитан должен за всем смотреть. Причаливаем к месту отдыха! Пассажиры выходите! Егор, давай деньги посчитаем. Все, теперь у нас военный корабль. Я снял капитанскую фуражку, чтобы пираты не узнали, что у нас военный корабль». Влад тут же заявляет: «Я хочу быть капитаном». Арсений: «Шляпу капитана не получишь, а то сам какой был капитан, плыли по морю отдыхать, а ты всех в Антарктиду привез к пингвинам!» Эти записи, на наш взгляд, демонстрируют то, как проявляются лидерские способности Арсения. Иногда Арсений излишне жестко управляет детьми, не слышит их желаний. Есть в его характере такие черты, которые дают нам основания задуматься.

«Я хочу быть похожим на папу. Когда вырасту, стану заводчиком, буду делать для людей молоко. Я не люблю, когда меня ругают. Когда вырасту, буду учиться в школе – там интереснее, а потом буду хорошо работать. Если со мной что-нибудь случится, я позову своих помощников». Это многое объясняет в манере поведения Арсения.

 

Маша Дюпина, 5 лет

У Машеньки явные академические способности – для своего возраста она много знает, старается об этом рассказать и более того, написать. Да, да, написать.  Неровными печатными буквами, но совершенно самостоятельно и уверенно. Писать слова и целые тексты Маша начала в четыре года. Мама первой заметила интерес Машеньки и поддержала ее, показав, как пишутся буквы и самые важные слова «мама», «папа». Дальше Маша стала использовать любые возможности для учения – надписи на стульчиках и шкафчиках, знакомые буквы в книжках, задавала бесконечные вопросы взрослым, просила их записать ее сказки, рассказы и стихи: «Жила-была семья цветочков – папа Ваня, мама Лиза, дочка Роза. Жили они дружно и счастливо. И домик их был волшебный – он летал к магазину за продуктами. Однажды вся семья пошла в лес, там Роза ушла от родителей в чащу леса, несмотря на волков. Вдруг наступила ночь. Но платье Розы светилось и она без труда нашла родителей. Вместе пошли они из леса и отправились на бал. На следующий день вся семья играла в любимую игру – прятки. Мама и папа с удовольствием искали Розу у дома». «Воробей, воробей, не боишься ты людей. К нам с утра в окошко залетай со двора. Звонкий крик чик-чирик, чик-чирик! Молодец!», «Деревья не шумят. Тихо на дворе. Я иду в детский сад с мамой на заре. Маму я люблю милую мою, потому для нее песенку пою».

Выделить что-либо одно в интересах Маши не удается – она успешна в разных видах деятельности – рисовании, аппликации, играх, математике. Очень быстро схватывает идею воспитателя, но никогда не копирует то, что предлагается или делают другие, всегда вносит свои идеи.

 

 

Жанна Александрова, Любовь Фролова,

воспитатели МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

Александра Филина , 4 года

«На дереве висело пять яблок. Два яблока упали. Сколько яблок осталось на дереве? А сколько яблок лежит на земле?»; «У меня было восемь шариков, папа купил мне еще два шарика. Сколько у меня стало шариков?». Если вы думаете, что мы решили поупражнять вас в арифметике и взяли эти задачи из школьного учебника, то вы ошибаетесь. Задачи составлены и, конечно, решены Александрой.

В четыре года она научилась читать, писать и считать, и теперь практикуется в этих важных делах постоянно: читает все надписи в группе, подписывает рисунки и свои, для других детей, пишет цифры и тщательно выкладывает их  из счетных палочек. Умение считать и писать перешло в увлечение. Теперь Саша составляет арифметические задачи, высвобождая нам время от подбора заданий для детей.

 

Мириам Алексеева, 4 года

Дела бывают разные: домашние, например, мыть посуду или вытирать пыль, или творческие – рисовать или конструировать. Всего не перечесть. Мириам придумала глиняное дело. Сначала организовала детей на поиски материала – раздала лопатки, ведерки, формочки, расставила «рабочую силу» вокруг песочницы и предложила «искать глину, чтобы организовать свое глиняное дело». Даже для нас было неожиданным то, что дети нашли в песочнице довольно много мелких и большой кусок глины… Мириам: «Ребята, смотрите, вот глина! Аня, бери глину и иди в гончарную мастерскую, будем делать поделки и лепить посуду из глины. Варя, тебе надо собрать побольше сухих веток и разжечь костер для того, чтобы обжечь наши поделки, чтобы глина хорошо высохла и стала крепкой. Андрюша, давай ты будешь покрывать наши поделки белой краской. Белая посуда – это красиво. Вот тебе банка с краской и кисточка. Иди, садись за стол,  только очень аккуратно наноси белую краску».

Через некоторое время Андрей выполнил задание: «Мириам, смотри, я все сделал!», «Молодец! Сейчас мы с девочками возьмем тоненькие палочки и будем наносить узор. У нас получатся замечательные поделки. Потом мы отвезем их на ярмарку. Саша, построй машину. Ты будешь шофером и отвезешь нашу посуду на ярмарку. Дети, грузите все аккуратно, чтобы не разбить!»

Вот такой «бизнес проект» спланированный и осуществленный под руководством Мириам.

Для своих четырех лет Мириам обладательница разносторонних представлений о мире, которыми с удовольствием делится с детьми и  взрослыми и очень хороший организатор игр.

 

Александра Филина, 4 года

Откуда берутся скучные города, в которых все дома одинаковые, а улицы не красивые? Вот скоро подрастет наша Саша, станет архитектором и все вокруг изменится. Саша веселая – и города будут яркие и веселые. Пока она строит их на столе: вот вырастают замки, дома, деревни, парки, в которых много цветов и животных: «Смотрите, Любовь Викторовна, разве это не чудо – это дом моей мечты в нем есть все. Вот парк, в нем много лошадок. Это карусели для малышей. Это большой фонтан и бассейн ими можно любоваться, в них можно купаться как в рекламе. Два в одном. А вот моя комната, она большая, в ней детская мебель и много игрушек. А во дворе есть большая клумба из цветов, как у нас на участке. Разве это не здорово, когда у человека все есть?» Спрашиваю Сашу: «А что надо сделать для того чтобы у человека это было?». Саша: «Это простой вопрос. Нужно много работать, зарабатывать деньги – как мои папа и мама и еще нужна большая дружная семья, такая как я, мой папа Костя, мама, брат и животные нашего дома».

 

Екатерина Самойлова, Елена Пешкова,

воспитатели МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

Анастасия Барбакадзе, 4 года

Все зависит от погоды. От погоды за окном, от погоды «внутри Настены». Если за окном светло и радостно, если Настя в приподнятом радужном настроении, то в ее руках яркие разноцветные карандаши и мир, возникающий на бумаге, цветной и счастливый как карусель. Ненастье для Насти сигнал для выбора серых, коричневых и прочих нерадостных тонов. Мир гаснет.

Рисовать девочка начала еще в раннем возрасте, увереннее удерживая в руках карандаш, чем ложку с кашей. В ее рисунках – весь реальный окружающий мир с людьми и кошками, птицами и травками, и мир волшебный, с эльфами, ангелами, принцессами, драконами и прочими сказочными существами. По-видимому, рисование для нее это способ осмысления мира.

Настя рисует каждую свободную минуту, так что не нужно задавать пустой вопрос «где Настя» – конечно, в центре искусства. Из-под ее «пера» каждую минуту выходит продукция.

Некоторое время назад Настя проболела пару недель и вернулась в детский сад с целой стопкой работ. Нам всем на несколько дней хватило материала для рассматривания и обсуждения.

 

Мария Ворожейкина, 4 года

Утренняя разнарядка: «Дима, носи мне комки, раз тебе не хватило лопатки. Старайся, чтобы они были одинаковые. Артем, складывай комки друг на друга по кругу, чтобы получилась стена. Варя, принеси песка. Нужно посыпать, а то здесь сколько. Сева, помоги мне окно сделать. По лесенке будем забираться, чтобы смотреть в окно нет ли врагов».

После сна: «Сева, идем со мной в больницу играть». Сева, занятый своими делами, отказывается: «Я хочу строить!». Маша настаивает: «Сева, мне нужна  твоя помощь.  Ты только на минуточку, подержишь куклу, чтобы она не плакала, и все». Сева соглашается: «Ну ладно, давай, потом дострою». Маша, получил согласие Севы: «Ты иди пока, а я Марусю позову». Начинается игра, в ходе которой Маша руководит действиями детей, выстраивает игровой диалог: «Маруся, ставь градусник. Сева, держи куклу, а то она боится, видишь, как плачет. Дима, срочно нужны лекарства, они в шкафчике. Положи ей в рот одну таблетку» и так далее…

Это только два кратких наблюдения, но любые другие только подтвердят наше предположение о том, что у Маши есть задатки лидера-организатора.

 

Галина Ильина, Елена Михайлова, 

воспитатели МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

Кирилл Долгополов, 5 лет

В группе обязательно должен быть ответственный человек, который точно знает, где, что лежит, что для чего предназначено, и что кому принадлежит. Такой человек в нашей группе есть. Это Кирюша. Очень ответственный товарищ. За какое бы дело не взялся, доведет его до конца, выполнит работу аккуратно и во время.  Не только сам, но проследит, чтобы все остальные делали правильно. Во время обеда: «Компот не трогайте, пока не будут чистыми тарелки». Вот кто-то нечаянно разбил чашку. Кирилл озабоченно разводит руками:  «Ну что будем делать, Александровна?» Убирает после игры игрушки на место: «Дайте мне тряпочку, я все протру». Если видит беспорядок в шкафчике у кого-либо из детей, обращается к хозяину и взрослым: «Владимировна, посмотри. Какой беспорядок!»

Игры Кирилла так же связаны «с хозяйственными заботами». Построил в центре строительства курятник, рассадил в нем все  игрушки, претендующие «на звание птиц», смешав кур, ворон, ласточек и прочих. Кормит их, выводит на травку: «Щиплите тарву. Вечером вас заберу»; Построил лиф, использует клавиатуру телефона как панель вызова лифта, сообщает: «Юрьевна, лифт сломался. Надо вызывать мастера, чтобы починил. Сейчас все с работу пойдут домой. Как доберутся?»; Соорудил небоскреб: Смотри. Юрьевна, какой я небоскреб построил. Наверху флаг России, чтобы все знали. Что это наш небоскреб. Я видел такой, когда ехал с мамой на машине. Флаг висел на очень красивом доме. Сейчас я его построю». Зима, на улице холодно. Кирилл складывает из веточек костер, бережно обкладывает их комками снега «чтобы ветер не задул», начинает выпекать пироги и приглашает всех детей: «Идите ко мне в гости, пирогами угощаться, чай пить, греться у огня!». Принес из приемной журнальный столик, расставил на нем, на стульчиках все машины, которые есть в группе. Это автосалон. Заходите ко мне, магазин открыт. Здравствуйте. Какой автомобиль вы хотели бы приобрести7 вам для себя или для семьи? Деньги у вас есть? Без денег не продается», когда дети начинают толпиться и толкаться, приказывает им: «Встаньте в очередь друг за другом. Не толкайтесь. Говорите тихо».

 

Анна Платонова,

воспитатель МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

 

Соня Павлова, 4 года

На утреннем круге Соня палочка-выручалочка – у нее всегда есть, что рассказать, много идей, фантазий и интересных фактов, всегда готов план для работы в центрах активности. Самые любимые – центр искусства, математики и литературы. Соня очень любит рассказывать  стихотворения, петь песни, выразительно и громко.

Из наблюдений: Начало сон часа. Соня сидит на кровати и говорит: «Все закрывают глазки, а я песенку спою колыбельную. И вам приснятся цветные сны про принцев и принцесс»

Соня рано начала говорить. В год у ее активном словаре было более 30 слов, так что когда она пришла в детский сад, в группе была единственным ребенком, который мог объяснить свои желания и переживания. В четыре года Соня может дать содержательный ответ на многие вопросы, составить рассказ или сказку  и даже дать совет, умеет подписывать своё имя и пытается написать, что изображено на рисунках.

Соня очень спортивная девочка: она умеет кататься на горных лыжах, коньках, велосипеде, занимается гимнастикой. У нее развито чувство равновесия, умение прыгать, лазать и перелизать.

Соня является инициатором развития новых проектов. Например, она предложила сделать книгу о спорте, и была автором «спортивной» сказки «Зайкины коньки»: «Жил – был в лесу Зайка спортивный. Однажды друг Зайчик подарил ему роликовые коньки. Зайка обрадовался и пошел на них кататься и встретил волка. Волк и говорит: «Дай-ка мне покататься!»  Зайка отвечает: «Ты забыл сказать «пожалуйста». Волк разозлился и хотел коньки отобрать. А Зайка в это время на роликах  далеко укатился, домой. И волк его не догнал. Вот как важно спортом заниматься!

 

Денис Коптев, 4 года

В группе Денис практически не оставляет шанса другим детям рассказать что-либо на утреннем круге. Не от того, что не видит их поднятых рук, а потому, что очень много знает и очень хочет немедленно поделиться своими знаниями со всеми. Вот Денис держит на ладошке морскую звезду: «О! Это морская звезда, она живет на дне моря, у неё много разного окраса и щупалец. Еще у неё есть яд. Я был на море тысячу раз  и видел разных звезд и их еще продавали как сувенир». На попытки Томы рассказать о дельфинах, Денис немедленно вступает в разговор: «Нет, давайте я расскажу, я много о них знаю и даже плавал с ними дельфинарии». Предлагаю рассказывать по очереди, но Денис  твердит:

«Нет, я хочу тоже. Она не знает столько сколько я», отворачивается и не хочет больше работать. Денис очень любопытен и любознателен, не пропускает незнакомых слов, сразу просит объяснить их значение. Понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Часто не успевает проговаривать свои мысли, отчего речь становиться торопливой и невнятной.

Денис никогда не будет скучать, он даже готов нарушать правила и создавать себе проблемы, но не сидеть без дела. Умеет уловить какие-то нотки в настроении собеседника и так выстроить общение с ним, что обязательно добивается своего, даже в тех случаях, когда не прав. Иногда ведет себя как диктатор, но, обладая  чувством юмора и обаянием, располагает к себе и детей, и взрослых. Наверное, именно так растут будущие лидеры большой политики.

 

Алена Гелецкая,

воспитатель МАДОУ  № 14 «Сказка», В.Новгород

 

Дима Михайлов, 4 года

Для Димы нарисовать, приклеить, раскрасить – то же самое, что познавать и преобразовывать мир вокруг себя. Сначала Дима погружается в собственные мысли – придумывает то, что хочет нарисовать, затем кисточка и карандаш замирают над листом бумаги, так как Дима размышляет над цветом и формой, и наконец, самозабвенно рисует, а потом думает, кого же можно одарить этим творением. Если другим детям нужно подробное объяснение, как и что нарисовать, то Диме нужно только время и материалы, желательно побольше, чтобы был выбор. Дальше он все сделает по-своему, так как полон самых разных идей. Его работы отличаются и композицией, и формой, и выбранными  цветами. Они никогда не  похожи на работы других детей. Вместе с тем, Дима стремится к точности изображения или конструкции, к завершенности любого вида деятельности.

 

Татьяна Осипова,

воспитатель МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

Настя Ефимова, 5 лет

Настя умеет руководить играми и занятиями сверстников, может разрешить или запретить, определить ход игры и распределить в ней роли и игрушки. Иногда это принимается сверстниками, потому что играть с Настей интересно. Иной раз дети сопротивляются, потому как их желания не всегда учтены. Как правило, Настя не берет  главных ролей себе, но кто в игре главный никогда не ошибешься – Настя. Дети, даже если они не очень довольны распределением ролей, всегда учатся у нее, повторяют ее действия. Организовать игру девочка может в любое время и в любом месте. Заплетаем косы после сна, многие дети еще не отошли от сонной неги, а Настя уже составила стульчики  в ряд и командует: «Так, наш поезд отправляется в Анапу, мы едем отдыхать на море – Ура!». Как-то так получилось, что ни один ребенок не остался в стороне – минута-другая и все в поезде…

На следующий день Настя предложила няне помощь в уборке кроватей. Минута – и кроватки заправляют все девочки, а Настя им подсказывает: «Я буду няня, а вы ребятки, которые учатся заправлять кроватки, смотрите, как  я буду делать» и дети, повторяют ее действия.

Насте всегда наготове: «Давайте я помогу вам клей убрать. Лиза ты убирай клей, а  я помою кисточки и поставлю их на место»; «Вы режете салфетки? Давайте я разрежу. Ксюша, ставь их в вазочки»; «Убираете игрушки? Оля, Никита, я здесь уберу, а вы там» и т.п.

 

Екатерина Васильева,

воспитатель МАДОУ № 14 «Сказка», В.Новгород

Дима Гладков,  4 года

А.И. Плещеева «Весна», А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый», Д. Рыбаков «Защитники отечества», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять»… Что это список стихотворений? Это программа пятого класса? Возможно. Но это те стихи, которые наизусть и очень проникновенно читает наш Дима. Читает так, что у взрослых «мурашки появляются». Кто заставил мальчика выучить такие сложные стихотворения? Никто не заставлял, у него такое пристрастие. Интерес к поэзии появился еще в два года. Дима постоянно просил маму прочитать новые и новые стихи про животных, технику и обязательно запоминал их авторов, названия. Сейчас Дима знает много очень сложных стихотворений. На конкурсах чтецов он постоянный победитель.

У Димы есть своя тактика разучивания стихов: постепенно, улавливая смысл, обсуждая непонятные слова. А дальше «все легко», потому что у мальчика прекрасная память.

В три года у Димы появился интерес к буквам, теперь он уже сам читает небольшие произведения по слогам.

Во всем остальном – обычный мальчишка. Любит строить из конструктора целые города и играть в солдатики.